О плане тренировок и о том, как не перестараться

После ремарок нескольких друзей, которые следят за блогом, я вдруг поняла, что многие воспринимают меня примерно так: ты наверное встаешь в 6 утра, включаешь в плеере The eye of the tiger и идешь хуячить несмотря на погоду, настроение и самочувствие, потому что ты — помешанная на спорте телка.

tumblr_mdgad4wa2J1rxg9voo1_500

Когда-то моим девизом и правда было то, что каждая тренировка должна быть как последняя, и если прогресса нет, можно идти и вешаться. Это было связано с моей личной жизнью и личной драмой, и не имело никакого отношения к бегу. Апогеем стали 3 марафона за сезон, о которых я не жалею, но с которыми можно было бы и не жестить — счастливее я от них не стала.

Именно эти марафоны дали мне толчок пересмотреть весь мой бег и то, как я его организую.

Чем больше появляется русскоязычных ресурсов про бег, тем больше в них историй отчаянных людей, которые ломают себя в силу разных причин, и эти истории побуждают особенно впечатлительных девушек типа меня испытывать свои силы. К тому же, всегда кажется, что там, за границей усталости, ты можешь найти что-то такое особенное и важное — ведь не зря существуют все эти люди, которые превосходят себя и все преграды. У одной части моих знакомых девушек есть достаточно чувства самосохранения и здравого смысла, чтобы не следовать по этому пути. Вторая часть встает на ту же скользкую дорожку, что и я в прошлом году.

Мы хотим попробовать все, ведь есть бег и велосипед, и йога, и в бассейн ходить полезно для спины, и еще гулять пешком в парках. Раньше я не умела сказать себе “нет”, но после трех марафонов я была так рада, что мне это сошло с рук, потому что я консультировалась с врачом  и хорошо отдыхала. Хвала богам, я не травмировалась, но решила все равно пересмотреть всю свою активность.

Я бегаю, занимаюсь йогой, работаю над прессом (о этом на следующей неделе) и недавно в моей жизни появился лонгборд. Я стараюсь жонглировать этими активностями так, чтобы они дополняли друг друга, а не добивали:

– если неделя планируется “беговой”, я не занимаюсь йогой больше 10 минут в день — только приветствие солнцу утром

– если сделала активную йогу, не качаю пресс и не бегаю

– пробежала длинную или интенсивную пробежку — снова не качаю пресс

– покаталась на доске — сократила пробежку на следующий день

– пробежала 5 к — можно сделать пресс

– просидела день за столом — можно сделать йогу и/или пресс

– пробежала долгую пробежку, а на следующий день пошла гулять в парк или по городу — пропустила восстановительную пробежку

– не совмещать долгую пробежку или интенсивную йогу ни с чем, кроме спокойного отдыха после

и так далее

Если вы ставите себе планки: за неделю я буду бегать столько-то километров, заниматься столько-то раз и обязательно буду делать йогу каждый день, вы неминуемо в какой-то день все это пропустите или не успеете. Эти пропуски вызывают чувство вины, которые приводят к либо к тому, что хочется все бросить, либо к тому, что нужно все наверстать, наверстывание — к усталости и новому пропуску.

Чем более гибкой вы делаете свою систему, тем меньше вы устаете. С тех марафонов я ни разу не перетренировалась, не получила травму и не была хронически уставшей. По этой же причине пришлось оставить тренировки по gipis — на фоне остальной моей активности они были очень интенсивными.

И, конечно, выходной. Выберите на неделе день, когда меньше всего будете заняты, и не делайте ничего из своих обычных активностей. Почитайте книжку, посмотрите кино или позовите друзей в гости. Скоро станет тепло и можно будет валяться с книжкой в парке, поедая черешню.

Таким образом, к примеру, я пробежала 50 км за неделю пару недель назад, и это значит, что я не занималась больше ничем, кроме сидения за столом. Все эти пробежки, происходившие ежедневно, совершались на низком, восстановительном пульсе, в перерывах между работой в середине дня, чтобы проветрить голову. Это, конечно, не уровень новичка, но для третьего года регулярного бега он не безумно большой.

На этой неделе я не бегаю много, потому что катаюсь на досочке и хочу сходить на занятие по йоге. И не буду считать, что я что-то там не добегала.

3 comments

  1. Anja

    Очень правильный подход! Но думаю все к этому приходят сами и постепенно) У меня осенью было так: каждый день силовые от Джиллиан Майклз, каждый день пресс, каждый день бассейн и бег 3-4 раза в неделю. Сейчас восстанавливаюсь после операции(не связано со спортом) и теперь думаю, что весной начну занятия чуть более обдуманные и с удовольствием. Хотя явной усталости не ощущала, организму явно было тяжело..

  2. Все правильно, пришел к этому спустя года два тренировок, поначалу тоже думал нужно забивать всю неделю (плавание, бег) и выходной делал в воскресенье, я занимаюсь для общего развития и особые рекорды мне не нужны были. И потом тоже перешел на похожую систему, все должно быть сбалансированно, а главное- в удовольствие.

    • Очень сложно не поддаться соблазну делать больше, особенно когда все получается, но оно так незаметно накапливается вместе с усталостью, что потом еще одна тренировка — и все, привет травмы. Или просто такая усталость, что с кровати вставать не хочется. Но это грабли, на которые все наступают в самом начале(

Leave a Reply

