Про новую еду и перемены в рационе

Я очень хочу поделиться своим опытом перехода на здоровое питание. Если вы всегда хотели есть полезную, хорошую еду и перестать пихать себе в рот всякую дрянь, и у вас это не получалось, мне кажется, мне есть что сказать по этому поводу:

  • Определитесь с тем, что в вашем понимании здоровое питание. Это определение может варьироваться и легко изменяться от человека к человеку. Для меня рамки стали такими:  не есть ненужный жир и сахар, не есть белую муку и продукты из нее, не есть вещи, состав которых меня смущает и где я не знаю, что значат названия ингридиентов. Не есть фастфуд, вообще. Мой набор продуктов очень простой: молочные продукты, рыба, овощи, фрукты, крупы, черный шоколад, зерновой хлеб. Я редко выхожу за его пределы, но это не значит, что я что-то себе запрещаю. Нет, я могу съесть и бургер, и мороженко, и все, что угодно. Просто это случается редко. Опять же, не потому что я себе что-то запрещаю, а потому что я так выбрала.
  • Выбор и ответственность. Когда зимой я разбиралась в причинах и следствиях своего компульсивного переедания, я прочла много книг, и больше всего мне понравилась When Food Is Love и Eat Less (она есть на русском)4Если у вас проблемы с едой и мысли о ней занимают очень большую часть вашей жизни, прочитайте эти две книги. Они с разных сторон освещают вопрос ответственности за свой выбор. То есть вы можете съесть все, что угодно, но вы должны понимать, что вы это выбрали. Это когда вы приходите в кафе и выбираете между куском торта и йогуртом с гранолой или фруктовым салатом. Я знаю, что гранола или салат меня вряд ли разочаруют, а торт скорее всего будет слишком сладким и адски жирным. И дело не в калориях. Нужно перестать их считать. Дело в том, что для вас хорошо, а что — нет. Когда вы выбираете то, что для вас не хорошо, вы должны полностью осознавать, что вы только что съели какое-то дерьмо, которое бесполезно проболтается у вас в желудке. Каждый раз, когда мне кажется, что я скучаю по вредной еде и решаю съесть ее, я не могу понять, почему я считала, что это так вкусно? Вкусно было только в моей памяти. Критерий выбора еды: это хорошо для меня/ это не хорошо для меня.
  • Перемены не приходят быстро. У меня перестройка рациона заняла 2 года. Сначала я пыталась все форсировать и давать себе обещания, срывалась, переживала и начинала заново. Этот подход не работает, нельзя взять систему питания, которая в моем случае на тот момент складывалась 23 года и просто так переключить ее на другую. Я начала с соковыжималки. Сначала я пила только фруктовые соки, потом начала добавлять овощные. Потом я решила, что я просто буду готовить много овощей разными способами. Если вы хотите изменить свой рацион, не убирайте из него ничего, просто добавляйте то, что вам хочется в нем видеть. Вы же не можете есть 10 раз в день? Если вы съели на обед тарелку супа и большой салат с тунцом, например, вы не будете потом обедать второй раз макарошками с кетчупом, правда? Вводите перемены шаг за шагом. Ешьте так, как привыкли, но иногда делайте выбор в пользу чего-то здорового. Вы удивитесь, как приятно делать такой выбор. Со временем вы начинаете делать это чаще, ваш выбор в пользу хорошей еды кажется естественным. Начните с домашней еды: не покупайте домой ничего, что считаете вредным. Не держите дома большого количества сладкого. Возьмите за привычку набивать холодильник овощами и фруктами в начале каждой недели. Потом идет более сложный этап: кафе и рестораны. Это обычно тот момент, когда мы расслабляемся и говорим себе, что сегодня можно, а завтра я пуду зайкой и буду есть одни яблоки. Вы не должны сидеть на этих качелях. Самый распространенный аргумент — вы не хотите выделяться, не хотите никому объяснять, почему все едят бургер с чипсами, а вы не притронулись к картошке, не съели от своего бургера булочку или вообще взяли что-то другое. На самом деле, никого не волнует то, почему и как вы едите. А если и волнует, то не должно. Потому что еда, которую вы выбираете — это сугубо ваше личное дело и никого не касается. Поэтому тех, кто комментирует вашу “диету” (если ты ешь салат, автоматичеки считается, что ты на диете), закатывает глаза и со вздохом говорит о том, что вам нужно перестать страдать херней и начать есть НОРМАЛЬНО, вы можете слать в жопу.
  • Как понять, что вы наконец стали здорово есть? Когда вы начинаете считать, что съесть еду из некогда любимого фастфуда — это плохая идея, и что вам его не хочется. Я раньше могла после какого-нибудь забега сразу поехать в Старлайт и навернуть картошку с беконом и молочный коктейль, потому что заслужила, считала я. Сейчас же я не понимаю, как можно было заслужить картошку с беконом? Чем она так хороша? Перестать награждать себя кучей дерьмовой еды — это лакмусовая бумажка, которая говорит о том, что вы правда стали относиться к себе лучше.
  • Кофе, алкоголь и сладости. Я не верю в то, что если вы хотите быть здоровым, нужно забывать обо всех трех пунктах. Кофе я люблю, и пью его каждый день: хорошие зерна, хорошая кофемашина. Не чтобы бодрило, а просто потому, что нравится вкус. Алкоголь — нечасто, и это будет сухое вино, сидр или пиво (не больше пинты), или что-то чистое и крепкое. Но никаких коктейлей с сиропами и содовой, от них только жопа растет и голова болит. Сладости бывают разные. Обычно я стараюсь есть только горький шоколад и десерты из сухофруктов, но иногда бывают такие праздники жизни, как завтрак в Laduree или кафе с обалденым домашним мороженым, конечно, тут я все попробую и не буду мучиться угрызениями совести.
  • Экспериментируйте. За последние полгода-год в моем рационе плотно прижились булгур, киноа, чечевица, десяток овощей, которые я не готовила раньше, типа тыквы баттернат, семена чиа, протеиновые шейки, сырые несоленые орехи и много всего еще. Не бойтесь пробовать новые продукты и вообще никогда не говорите никогда. Я всегда кричала о том, что я не смогла бы никогда не есть мясо. Я все еще ем его, раз в пару месяцев. Но переход на рацион, основанный на растительной пище, произошел как-то плавно и незаметно. И я не говорю, что мясо – это плохо, просто мне без него легче.
  • Принимайте комплементы. Любите себя и выбирайте для себя все самое лучшее, и вы часто будете слышать от других людей, что вы сияете и выглядите прекрасно.

PS. На всякий случай: если у вас есть ipad, вы можете установить на него приложение Kindle и, привязав к нему свою карточку, покупать разные прекрасные книги и читать их, а не заказывать с амазона. Так же можно покупать их там же и читать с компьютера или телефона. Амазон – наше все.

11 comments

  1. Очень хороший пост, спасибо!

  2. Круто! Я отказалась от мяса по этическим причинам, а потом уже заметила, как мне стало хорошо и легко без него))) Мне очень нравится мысль про понимание того, что ты ешь. Но почему-то этот подход тяжело объяснить подружкам, которые предпочитают ничего не есть после обеда (читай после двух дня), и стабильно раз в неделю срываться в том же старлайте на бургуреры с коктейлями или на булки из синнабона. Это как же надо себя не любить!

  3. Svetlana

    Аня, спасибо! Пост снова очень в тему, как подтверждение моим мыслям.
    Я тоже недавно изменила свой рацион на более здоровый, как раз когда прочитала ваш пост про йогу с Тарой и начала понемногу заниматься. Меня вдохновили ее слова, что не нужно никакого насилия и резких перемен, по мере того как узнаешь и слушаешь себя, просто захочешь давать своему телу только хорошее, как-то интуитивно выберешь что для него лучше и полезнее. Так и получилось. И я удивлена, насколько легко. Потому что раньше это всегда была какая-то борьба и печаль по десертам и бургерам. А сейчас я действительно с удовольствием ем финики, например, когда хочется сладкого, а не круассаны с шоколадным кремом.
    Тоже перестала есть магазинную processed food, и молочные продукты, почти совсем. Ем очень много разных овощей, зелени, иногда яйца и птицу, тоже открыла для себя ореховое молоко, киноа, булгур и (удивление) перловку. Плюс воду с лимонным соком по утрам. И всего через пару недель заметила, что шорты сильно сваливаются, встала на весы, а там цифры, которых я не видела, наверное уже лет 10-13))
    Главное, что радует, это теперь действительно осознанный и добровольный выбор, а не потому что “нужно худеть, и вообще все это так вредно”.
    Я читала In defense of food (думаю, еще другие книги Поллана тоже почитать) и Silent cure in your back yard (но эта скорее про питание как способ предупредить раковые и сердечные заболевания). Ваши книжные рекомендации очень кстати, мне интересно еще почитать на эту тему.

    Извините за такую простыню текста)

  4. Скажите, пожалуйста, а где вы покупаете порошок для протеиновых шейков? И какой марки?
    Я все хочу начать их готовить, но теряюмсь в море брендов и рекомендаций.

  5. Yana

    Как приятно осознавать что единомышленники всё-таки есть 🙂 подписываюсь под каждым словом.
    Особенно на тему того на сколько относительно понятие “здорового питания”))

  6. Аня! Поймал себя на мысли, что это первый твой пост, с которым я согласен на все 100%! 🙂

  7. “закатывает глаза и со вздохом говорит о том, что вам нужно перестать страдать херней и начать есть НОРМАЛЬНО” – о, да! таких советчиков пруд пруди, и все до единого считают “ТЫ ВАЩЕ НИЧЕ НЕ ЕШЬ!” :))) отличный пост, один в один мой образ жизни. разве что с пивом я совсем перестала дружить 🙂 и только оооочень редко случается бокал сухого красного

    • BEAUTYARTIST

      Просто когда я в Лондоне, я не могу отказать себе в удовольствии выпить что-то очень вкусное — там часто в пабах бывает пиво из маленьких пивоваренок, которое настолько ОСОБЕННОЕ в плане вкуса и аромата, ну и сидр конечно куда без него)

  8. Отличный пост, мысли здравомыслящего человека в гармонии с собой. Подписываюсь под каждым словом

Leave a Reply

