Плимут

Странная идея поехать в Плимут зимой пришла ко мне случайно: мне хотелось в Англию на свой день рождения, и чем дальше, тем лучше. Мне, конечно, хотелось поместье и лошадей (мало ли что взбрело в голову на 25-летие), но поместье и лошади оказались мне, мягко говоря, не по карману, поэтому я решила что море – достойная замена. На юге Англии много моря (если выключить снобизм и не уточнять, что это был канал, а не море), а на север времени ехать не было, поэтому я подумала о знакомых названиях и вспомнила Корнуэлл.

Карта Плимута

Корнуэлл – это полуостров на юго-западе страны, скалистый и гористый, с неспокойным морем, где летом все занимаются серфингом. Летом все приморские английские города похожи друг на друга и на любой приморский город мира: толстые чайки, красные люди, фургончики с мороженым. Зимой можно увидеть город без всей этой мишуры, но поплавать в море не получится.

Утром 24-го я прилетела в Лондон, сделала все свои дела и вечером мы сели на поезд в Плимут. Поездка заняла 3 часа, которые я благополучно проспала, устав от попыток разглядеть что-то в темноте за окном.

Мы вышли из здания вокзала и, немного попетляв по переходам, попали на местную high street со всеми магазинами. Было уже 7 вечера, и на площадках между их грустыми закрытыми дверьми катались скейтеры. Мы спустились вниз по улице и свернули на другую, ведущую к нашему дому.

Плимут оказался больше, чем я думала, но все же не таким большим, чтобы нам нужен был транспорт: весь город можно перейти от края до края за час. Центр построили в послевоенное время: модернистская архитектура, огромные странноватые и мрачные здания, широкие дороги. Чуть дальше был старый район, в котором один за другим нам попадались старые театры с заколоченными дверьми в перемешку с кебабами и chinese takeaway. Место, в котором мы сняли квартиру – Devonport – было красивым, с мостами и парком неподалеку, и с георгианскими домами (меня очень увлекла в последнее время английская архитектура, потому что она настолько сильно дифференцируется по эпохам, что города похожи на паззлы из разных кусков).

Дом, в котором мы жили, был построен в 1750 году, а это значит 3 этажа, деревянные перекрытия и никакого отопления. Сначала он мне не понравился, потому что там было холодно, в душе просто хотелось умереть, когда выходишь за пределы кабинки, и на кухне тарелки примерзали к столу. Я не спала почти 2 суток на тот момент, замерзла в поезде и пока мы шли от вокзала, и кровать, когда я до нее наконец добралась, была ледяной и слегка сыроватой, как и все в этом доме.

Наутро я решила пробежаться и осмотреться. Я побежала к морю, но из названия Devonport ясно, что жили мы рядом с портом, а променад и все красоты называются The Hoe и находятся в паре километров от нас, и туда я не побежала. Порт оказался простым на вид и абсолютно пустынным, небольшие яхты и рыболовные лодки, красивая каменная стена, нависающая над берегом, закрытый на зиму бассейн, винтовая лестница, чтобы подняться обратно на берег и огромные корабли, стоящие где-то на линии горизонта – я никогда таких не видела.

IMG_2876

IMG_2878

Я поднялась наверх и, сделав небольшой круг, повернула домой. Завтрак, душ, комната уже прогрелась, я получила свой подарок, расплакалась, успокоилась, и мы стали выбирать, куда мы пойдем сегодня. На первом этаже дома мы нашли Plymouth A-Z, который оказался толковее, чем все Google maps и странные путеводители вместе взятые: мы нашли, где отходит паром на соседний полуостров, и решили пойти туда. Я надела всю одежду, которая у меня была, потому что погода не радовала: затянутое небо, мелкий дождь и очень, очень сильный ветер (как потом оказалось, ветер там всегда такой, по московским меркам он заслуживал штормового предупреждения).

Паром оказался небольшой лодкой, закрытой тентом, с лавочками внутри, и через пару минут нас высадили на другом берегу, в самом начале парка, который занимает огромный холм. Мы пошли влево по  тропе и сразу оказались в единственном ухоженном саду на острове. Огромный, с либиринтами, павильоном, где можно было бы сыграть свадьбу мечты, тихими закоулками, цветущим шиповником и небольшим семейным кладбищем, этот сад был обнесен живой изгородью высотой метров 8, в которой иногда встречались “двери” наружу. Ты смотришь воруг и сразу понимаешь, почему все попытки создать английский сад где-то, кроме Англии, обречены на провал: все высажено абсолютно хаотично на первый взгляд, но на самом деле все продумано идеально: и дубы, и пальмы, и розы. Здесь сотня видов растений, и каждое – своего оттенка зеленого, и все это переливается и оживает с ветром и дождем. Мы не встретили ни одного человека там за долгое время, хотя было видно, что садом постоянно занимаются.

IMG_2783

IMG_2787

IMG_2788

IMG_2790

IMG_2791

IMG_2793

IMG_2795

IMG_2802

IMG_2784

IMG_2805

IMG_2806

IMG_2814

IMG_2817

Через дырку в стене мы вышли на берег, к скалам, и двинулись дальше по опасной тропе, которая уходила на гору. Там не было опасно, но было очень грязно и мокро, мои ботинки промокли по щиколотку. Оттуда открывался самый лучший вид на берег, а на склоне горы, посреди деревьев, стоял дом, в котором явно кто-то живет. Прыгая по кустам травы и корням деревьев, мы поднялись до самого конца и решили попить чай и согреться, потому что ветер и дождь промочили насквозь всю одежду. Дальше дорога расходилась: можно было спускаться к самому морю с горы и обходить ее по берегу, или же через калитку пройти в ту часть парка, где ходят овцы, и пересечь гору по верху и спуститься с другой стороны.

Мы пошли наверх, и в тот момент, когда мы вошли в калитку, ветер вдруг оборвался, стало тихо и пошел мелкий дождь, как будто мы вошли с улицы в дом: ветер, который дует вдоль берега снизу вверх, уходит ввысь, а на самой вершине тихо и безветренно. Овцы испуганно отходили от нас, они были все белые, некоторые были со смешными пятнами зеленой краски на спинах – чтобы отличать одних от других. Дождь стал совсем сильным, и все, что еще не успело промокнуть до этого, промокло пока мы спускались с горы к пристани.

До парома еще было время, и мы зашли в паб, чтобы согреться и прекусить. Когда вы путешествуеете в городки на море, нужно есть рыбу при любой возможности, как мне кажется: я съела fisherman’s pie, запеченные в мисочке несколько видов рыбы и креветки в сливочном соусе, закрытые сверху кружками картошки, посыпанной сыром и подрумяненной в духовке. Это было очень вкусно, я даже не могу передать насколько. Когда мы добрались до дома, я согрелась и заснула, эта пятичасовая прогулка по холоду и дождю здорово меня вымотала. Через пару часов Костя меня разбудил, чтобы мы поужинали и наконец отметили мой день рождения, погода на улице атаковала ливнем и штормовым ветром, так что мы не стали ничего искать, просто купили просекко и всего остального и побежали домой.

На следующее утро я проснулась от солнца, которое нестерпимо ярко светило мне в глаза. От вчерашнего шторма – ни следа, там было тепло и солнечно. Мы вышли пораньше, чтобы взять велики напрокат и поехать на другой полуостров. С великами не вышло, но это было к лучшему, потому что тропа, которую я приняла за велосипедную дорожку, оказалась пешеходной. Второй паром оказался намного меньше первого – крошечная лодка человек на 8, открытая, с брызгами в лицо и суровым капитаном с очень шершавыми руками. Второй остров оказался еще живописнее, дорога вдоль берега шла сначала по полям, а потом спустилась на склон и мы оказались среди диких зарослей вереска, покрытых мхом деревьев и маленьких речек. Мимо нас постоянно пробегали счастливые мокрые и грязные собаки, и за ними проходили их хозяева в резиновы сапогах.

Вообще в Плимуте очень много собак, я уверена в том, что я нигде не видела больше, они как будто у каждого, и все как одна любят купаться в море и бегать за палкой или мячом, который хозяева швыряют специальными металками для мячей. Пока мы удалялись от парома, собак и людей становилось все меньше, и в какой-то момет тропинка стала очень узкой, и мы дошли до заброшенной пристани у волнореза (это тот, который на карте идет через всю бухту от берега до берега). Вокруг стали появляться таблички с предостережением, что выше от тропы проводят военные учения и туда ходить опасно, и я подумала, что мы забрели уже достаточно далеко и пора бы нам уже вернуться. Конечно, мы решили пройти еще немного, и через некоторое время был самый прекрасный момент из всех наших прогулок: заросли резко кончились, и мы оказались на мостике, перекинутом через маленькое ущелье, и с него было видно небольшой полуостров с холмом, на склоне которого была крошечная деревушка из красных летних домиков, прилепленных один к другому, и больше ничего – только море.

IMG_2864

IMG_2860

IMG_2854

IMG_2851

IMG_2849

IMG_2848

IMG_2845

IMG_2844

IMG_2838

Последний день мы провели там не весь, вечером был наш поезд. Тем не менее, я надела платье и мы пошли смотреть сам город. Начали мы с The Hoe – променада и самого туристического места в городе. На нем не было ничего интересного, потому что зимой оттуда явно все убрали, и места, где должны продаваться все те штуки, которые всегда есть на море, были пусты. Зато в конце променада мы попали на пристань, с которой уезжали во второй день на пароме, и с пристани – на улицу Barbican. Там были все милые моему сердцу места: charity shop, кафе-мороженое и еще одно кафе-мороженое (чуть позже я добавлю ссылки на них с iknow.travel), рыбный ресторан, в котором мы ели, вагончик с пончиками, вагончик с мороженым (это правда была целая улица мороженого), магазины всяких красивых штук для интерьера и много всего еще.

IMG_2889 IMG_2884

IMG_2883

IMG_2831

IMG_2828

IMG_2827

IMG_2833

Вечером мы забежали домой за вещами и пошли на вокзал. В последнем дне всегда есть какая-то ужасная предопределенность, но с ней любое путешествие приобретает этот приятный оттенок грусти и надежды: когда обещаешь себе, что обязательно вернешься, но знаешь, что скорее всего нет.

IMG_2911

Это просто достоверное фото единственной кошки в мире, которая завоевала Костино расположение. Ее зовут Марблс.

Leave a Reply

